воскресенье, 2 июля 2017 г.

Про фотографии, где дамы в пышных платьях.

На улице идет дождь, а у нас идет концерт.
:))))

(Я все вру: никакого концерта у нас нет).
Я в деревне - хотела насобирать земляники в лесу и чабреца на лугу. А тут льет, как из ведра. Никаких тебе заготовок.
Во дворе все в сорняках, невозможно даже выйти прополоть.

От нечего делать, сходила к СА - она меня, как всегда, накормила - и едой, и новыми рассказами.


Это фото - в первый день, когда я случайно попала в эту деревню: ехала с водителем в командировку, и он зарулил не туда: мы ушли от маршрута в сторону Налибокской пущи и, проезжая через эту (теперь уже мою деревеньку)  притормозили у моего домика (тогда он был не мой :)))

На дороге стояла Станислава Альбиновна - такая, как на этом фото (я сфотографировала ее в тот день).
Стоя на дороге, она спросила:

- Домик приехали выбираць? Купляйця мой.
- Вы, прямо, как в магазине. Что - у вас много продается, раз можно выбирать? - засмеялись мы.

Тут подсобрались еще люди и стали рассказывать, что продается.
Прошли по деревне, посмотрели, а СА говорит: "Ну, зайдите, посмотрите уже хату моих родителей".
Мы зашли.
И я увидела на стене эти фотографии.


Вытаращила глаза.
В доме никто не жил уже лет 15.
На столе - скатерть, на скатерти - Матка Боска. Занавесочки. Шкаф :))) (многострадальный: я его сегодня покрасила и недовольна).

Станислава Альбиновна на  фоне этих дам  - такая простенькая старушка, хоть там она на 10 лет моложе, чем сейчас...
Я тогда очень удивилась, увидев красавиц в пышных платьях, Здесь? В лесу, в деревеньке на 35 домов? Откуда?

...Потом я приезжала пару лет сюда, просто погостить.  СА дала мне ключ со словами - живиця.

Потом старшая дочка купила мне это домик, и фото со стены сняли, их забрала СА. А все остальное осталось тут, как было, сейчас я  только переставляю и обновляю.

                                                                               ***
Так вот: вчера я пошла к СА с гостинцами, она -  сразу суетиться. Еле ходит, но все равно, не обращая внимания на протесты, потащила с кухни еду: опять мочанку, блины, салатики...


Я обычно у нее почти не ем, так как у СА нет аппетита, и она сама вилкой не орудует. Не буду же я одна жевать! Но вчера я прямо со сковородки мочанку  с блинами стрескала, слушая рассказы про "ай, такого ужо ня будзе".
И салаты "приговорила", не заметив, как тарелка опустела.


А когда все уже было съедено, вспомнила я про фотографии, которые были раньше не стенах,  и про дам в платьях.

- Вы что-то говорили про тех дам, помните? Что в хате на фото были. Кто это?

Альбиновна рассказала.

Оказалось это - сестры и тетя с мужем.

В конце войны немцы стали грузить людей на работу в Германию. Загнали в вагоны - тетку с мужем (он почему-то не был на фронте).  их дочерей, еще одну тетю и Стасю (СА) с сестрой.

Поезд долго стоял, немцы почему-то не особо охраняли вагоны. И тетя, которая без мужа была, сказала: "Давайте убежим!"
Тетя, которая с мужем и дочками, побоялась, что всех поймают и убьют, а Стася была самая младшая, она не хотела уезжать от родителей (мама осталась в деревне, отец на войне). Стася сиганула вслед за тетей, которая предложила побег.
Они успешно смылись и пешком топали (почти бежали) больше 20 км - назад в деревню.

А тех, кто уехал, потом освободили американцы или англичане (СА не помнит). Их спросили: куда хотите - в СССР или в Англию? Они побоялись в СССР, так как они западники, плюс уже пожили в немецком рабстве. Думали, что отправят их сразу в Сибирь.
И подались в Англию.
Там они жили-поживали и присылали фото со свидетельсвами достатка: на фоне автомобиля или швейной машинки. Я эти  фото видела, но постеснялась переснимать.
Потом тетя с семьей решила податься в США, там легче было заработать.
И оттуда они уже стали присылать фото с домами, садами, широкими машинами и -  со свадеб дочерей.
СА показала фотографии тетиной разросшейся (уже современной) семьи. Тетя с дядей такие все из себя... Сестры, как сказала Альбиновна, "уже не нашыя".
Дочки СА ездили к той тете, пока она была жива, приезжали назад с подарками - я видела Альбиновну в кофте, которая была тете на ее на американских фотографиях...

Тетя умерла и молодое поколение уже не общается с СА и ее семьей. Дети-подростки (которые уже типа внуки) не знают ни русского, ни белорусского, ни польского.

Потом СА рассказывала про былое (это наша обязательная :)))) программа): как бегали они в детстве по улице, в конце зимы, "на Казимежа" (4 марта), когда, считалось у них, конец зиме, - палочки к ступням привяжут веревкой, и бегом по ледяным лужам. Обуви после войны не было.
- Как это - палочки? - удивляюсь я. - Может, дощечки?
- Якия дощечки, дзе их узяць? Дзярэуню ж спалили. Нияких дасок не было. Ничога! Палачки- як басаножки!

Про телогрейки еще рассказывала: как новую (если удастстся купить) берегут - в район можно поехать в ней красоваться. А как "замызгаюць" - дак "ужо ня то".

Колхоз был не бедный, но платили зерном. Денег не давали. Чтоб деньги получить - кабанчика надо растить.
Нарассказывала СА опять целый короб про былое житье. Про то, как перед работой в 4 утра вставала коров доить и к пастуху выгонять, Свиней накормить (наварить им), за крапивой для гусей-индюков..., а в 8 ктра уже бежишь через лес на работу.  А в обед - все на озеро с узелками, там веселье. Наелись-накупались и снова на работу. Вечером - вся домашняя программа опять: 2 коровы-свиньи и птицы тьма. Плюс огород и сад. И так - каждый день.

В конце наших посиделок, Альбиновна расстроилась: стала вспоминать, как  после войны всем полякам сказали, "кто хочет, уезжайте". И 80 процентов деревни уехало, вся родня мужа почти полностью покинула деревню.

- Они теперя такия усе ... не тое, што мы. ...адны тут асталися, - почти шепотом сказала СА скорее, сама себе.
- Но вы же говорили, что поляки ваши (родня) к вам приезжали часто, и ваши туда наведываются, - попыталась я как-то свести все на позитив.
- Але,... але ж так, - сказала Альбиновна, поглядывая на фотографии, которые она опять вывалила на диван, - але ж... старыя померли, а млодыя уже ня едуць....

                                                                         ***

- А вы не жалеете, что спрыгнули с поезда? Тогда - в в конце войны? Жили бы сейчас совсем не так. - осторожно спросила я, уже уходя от своей старенькой подруги.
- Ну... дак я ж не магла ад таты з мамой...- ответила Альбиновна, размышляя и, видимо, что-то представляя, как оно могло быть. - Не... и дзярэуню жалко..., сказала она, как мне показалось, вполне искренее.

Я шла домой в промежутке между дождями - успела проскочить. Шла, смотрела на пустые дома, на недавно заселенные, (купленные буквально в этом году) и думала: как все-таки быстро жизнь меняется, вот тут была Польша, белорусов ополячивали, и они стали поляками. , Потом война, немцы. Потом  победа, но...ополяченных стали выгонять... потом колхоз нормальный был, потом разруха, теперь все стремятся получить карту поляка и снова все начинается по кругу - учат польский язык, катаются к родне, за покупками. Все, как прежде. Но - совсем иначе...
Вокруг - агрогородки, редкие зажиточные хозяйства в таких маленьких деревнях и, чаще уже тут дачники...


Пришла домой, гляжу: между склепом и сараем - такое!
Загадала желание и пошла в хату.

20 комментариев:

  1. Марина, потрясающий рассказ! Какие люди, а характеры, что пережили...распались семьи...а что такое "мочанка" на сковородке? Хорошо, что пишите некоторые фразы на белорусском языке-ощущение такое, что присутствовала на вашей беседе) Фото радуги-восторг!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мачаннка (вообще-то, правильно через а :))) это сметанно-мясной соус для макания блинов. Белорусское блюдо. Берем свинину: сало с хорошими мясными прожилками (для шкварки) или мясо (жирное), или домашнюю колбасу "пальцем пиханную" :))) или грудинку - обжариваем, чтобы жир вытек, туда - пару яиц, прямо в жир, потом сметану, желательно домашнюю, от коровы, все это быстро перемешивается получается соус. Это в деревне так делают. Есть еще рецепты от кулинаров, там сначала обжаривают муку, заливают в нее бульон (немного), потом сметану и потом бухают все это в обжарку. Или еще с мясом (шкварками или колбасой) плюс грибы. Но смысл тот же. Жирный сметанный (или сметанно-мучной) соус для макания блинов плюс шкварки. Не только с блинами, но и с картошкой можно. ОЧЕНЬ вкусно. Хотя и не диетическое, но всеми, по-моему любимое наше, родное блюдо - попробуйте. 100 проц понравится.

      Удалить
  2. "Загнали в вагоны - тетку с мужем (он почему-то не был на фронте)"

    Я не специалист в истории, но, по-моему, не брали на фронт тех, кто в польской армии отслужил. Да, я тот человек, который не празднует 9 мая потому, что никто из моих родственников (по крайней мере, близких) не сражался за Родину и Сталина. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я так написала, Надя, потому как отец СА (его фото на стенке вместе с дамами) служил и у поляков, и был на фронте (на чердаке у меня лежит его польская шинель). И на моем доме до сих пор звездочка, в честь отца СА, он вернулся с орденами героем, и СА гордится этим - показывала мне 100 раз награды. Почему он воевал? СА не знает этих деталей, кто служил, кто не служил и почему. Она была девчонкой и не интересовалась. А теперь и спросить не у кого. Она самая старая в деревне. СА про своих деревенских (не воевавших) говорит: что многие их мужики "не успели призваться" - быстро накрыло немцами, многие "партизанили" - и воевали, и просто сидели в лесу, периодически ходили по деревням за едой. Этих не любили, более того, обычно деревенские (если и уходили в войну в лес), то подальше от своей деревни, чтобы во время приходов за едой соседи не видели "своего" и по шеям не надавали родственникам. Один мужик из нашей деревни так "партизанил", но не пошел дальше, а - тут же. И водил свой "отряд" в свою деревню - (эту, мою) и зная, у кого, где что припрятано (у кого где потайной склеп), он лихо находил сьестное. После войны его не пустили назад в деревню, и уезжать он боялся, так как на самом деле -и не партизанил, и не воевал, а отсиживался. Так и прожил до смерти в землянке неподалеку от деревни. Это все в деревне знают. То место до сих пор называется "у землянки" - туда за маслятами ходят, так и говорят - пойду "да зямлянки". Это мне все СА рассказывала.
      А насчет 9 мая - это личное дело каждого.

      Удалить
    2. Не успели призваться или не очень хотели? :)

      Удалить
  3. Марина,

    Последняя фотография - просто ух ты! Здорово ты радугу словила!

    Очень люблю читать твои деревенские зарисовки :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танечка, спасибо!

      ... Я тут пока Наде отвечала, коммент мой длиннющий съехал вниз (Остапа понесло).

      ...Радуга - да, была совсем недолго. Пока я без очков приноравливалась сфотать (а то все - вечно не четко), радуга стала на глазах таять - я еле успела нажать, - полил дождь, растворил красоту. И сейчас льет, будь он неладен.

      Удалить
  4. Да, второе.
    Надя, но в моей деревне об этом не говорят. Говорят: не успели. Особенно после того как "спасители" несколько деревень неподалеку сожгли с жителями. Наша горела без людей. Повезло с исполнителями приказа: это были не полицаи, а немцы, причем обычные обыватели-призывники.

    Не хочется говорить об этом. Страшное было время. Люди были между жерновов. И те плохо и эти - ужас. Многие думали, что немцы избавят и от польских, и от советских. А кто-то думал,что советские+германские от польских спасут. Или что советские спасут от поляков, а потом оставят Беларусь в покое. Видя, что это не так, разочаровывались и шли воевать против советских или банально отсиживались. Они хотели освободиться и от тех, и от этих. Но кто ж им позволил бы? Мы и сейчас не можем быть независимы на все 100. Никак не получится. Маши флагом или не маши. Есть реальная экономика, есть другие силы, нравится нам это или нет. Не эти, так другие буду диктовать, пока ты не стал силен сам - по всем статьям.
    А у нас элиты никогда не возглавляли освободительное движение, они всегда были за своим забором. Горстка интеллигентов при всем уважении. И поэты. вот и все борцы за независимость.
    А в войну, как бы ты не относилась, ... в основном, ты сама знаешь, как тут у нас шла война. Несмотря ни на что, воевали за Родину. А "за Сталина" - не нам судить, мы там не жили.

    Эта (наша) территория была не страной, де юре в компании с др странами, основавшей ООН, а по факту - разменной монетой, делили и так и сяк к огромному ужасу и сожалению. Достаточно посмотреть довоенную карту. Доказывать, кто тут поляк, кто белорус, кто русский или литовец, и кто за что боролся, уже бесполезно. Потому что... цель не оправдывается средством. В политике - никогда. Коллаборационисты во всех станах и во все времена не в чести.
    ...Я много писала про те времена (30-50 гг) - только документы: помогала работникам архивов формулировать их документальные изыскания. Такие документы есть, что невозможно поверить, как такое возможно. И с той и с другой стороны.
    Впрочем, достаточно влючить телевизор и можно увидеть прямые аналогии (имею в виду только Ближний Восток). Это серьезные вещи, не для бабского блога. Одно могу сказать: надо знать историю, делать выводы, но не переносить это все на сегодняшний день, потому что сейчас другое время, другие люди (в БССР со всех республик после войны съехались сотни тысяч - отстраивать, большинство остались здесь, пустили корни и стали белорусами или во всяком случае соотечественниками).
    Надо осторожно судить. Или не судить вообще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как ты все верно, Марина, написала. Не нам, нынешним, судить о том времени. Есть еще люди, которые не понаслышке знают.

      Удалить
    2. Не дай бог мне кого-то судить. :)

      Удалить
  5. Марина, сердце защемило от фото на стенах, рассказа, обстановки. Сотни километров отделяет от наших деревень, где я была в экспедициях в перестройку.И такие же женщины, как твоя соседка. Ой, так вы из города, да пройдите, посидите. Фото раскладывают, показывают. Были в семье поволжских немцев, выселенных в Сибирь. Уцелел с довоенных времён стеклянный молочник.Сами удивлялись, что руки схватили, времени на собраться не дали. У нас в деревнях дачники, деревенских мало. Много загородных домов.Радуга замечательная, пусть всё сбудется!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, боюсь удариться в эту тему - про выселенных... но все равно скажу. Вот ты написала: "что руки схватили", я вспомнила сразу протоколы (реальные) заседания в одном кохозе - не то партийные не то правление собралось (точно не вспомню) - там делили имущество выселенных западных белорусов и поляков (после присоединения западной Беларуси к БССР). То есть, собрались активисты и делили добро соседей, которые высланы. В протоколе записано дословно все обсуждение. Такие были слова: " велосипед не записывайте, себе возьму" - это кто-то из руководства говорил, а ему возражают "Нет, этот, давайте, отдадим в район, а нам - там будут еще..." Секретарь все записывал, и эта дележка чужих вещей вся в архивах зафиксирована.
      ...Только молочник и могли схватить или кружку какую... ужас.

      Про радугу и желание: очень надо чтобы сбылось. Очень!

      Удалить
    2. Марина, выселенные -тяжёлая тема. Да, а что не тяжело, везде реальные люди.Мой отец то же был вывезен с Волги, калмыки репрессированы были как враги народа. Отец рос в дет.доме, его родители были убиты в коллективизацию. Не хотели идти в колхоз. О дет.доме были хорошие воспоминания у него. О делёжке имущества, содрогнулась. Помню и бабушкины рассказы и по работе читала. Чего бы не коснулся, всё больно! Колхозы. Бабушку и дедушку мама привезла из деревни. Сил на своё хозяйство не было, а пенсии колхозникам было не положено за их тяжёлый труд.
      Будем лелеять хорошее и выращивать свой мир!

      Удалить
  6. Марин, читаю и всё одна мысль "Господи, жалко то как!" Жалко Альбиновну, жалко несчастные разваливающиеся деревни, жалко Беларусь попавшую в такие жернова истории, жалко людей, которые так тяжело прожили свою жизнь...Эх, спрыгнуть бы всем с этого поезда...Но вот ведь как же "ад таты с мамой"...Радуга замечательная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, знаешь, я думаю, СА была в принципе счастлива. Она все время с такой радостью вспоминает - даже трудности, всему у нее есть объяснение и светлая краска - зато дружно жили, зато муж был очень хороший... зато какие праздники были, зато какая ферма была раньше огромная... Она была активисткой по профсоюзной линии :))) каталась по санаториям и жила не бедно - 2 коровы были, и вся остальная живность в огромных количествах. Жалко лишь потому, что отстраивались после войны - с нуля. И корячились день и ночь на работе и дрма, а деньги накопленные все пропали после этих перестроек и дефолтов. да и купить тогда было негде - с деньгами или без...
      В принципе-то у СА все хорощо, кроме здоровья... огромная семья, все приезжают, помогают, и дома у нее "евроремонт" - обои красивые, ковры, "стенка с посудой", техника, а телевизор круче, чем у меня дома. Это мой домик, бывший - ее родителей, тут жили когда-то 13 человек!!!! И никто не ремонтировал, он такой, каким его отстроили наспех после войны. А ее дом тоже простой, но внутри большой и вполне на уровне.
      Но ... на нашем деревенском уровне. :)

      Удалить
  7. Марина, мыслей много, есть свое мнение...но ты права, не тот формат блога.
    Судить так или иначе людей живших тогда, мы не имеем права...люди просто хотели "жить" и жили как получалось в предлагаемых обстоятельствах.
    Сейчас практически то же самое ВЕЗДЕ, причем, если кто то сытнее ест, это не означает, что он свободней.
    Во многих блогах сквозит презрение к тем, кто не уезжает из страны...априори считая нас мягкотелыми, инертными, аполитичными.
    Спасибо тебе за рассказ, мне всегда интересно.
    Буквально вчера получила от старшей сестры увесистый пакет, она составляет родословную, накопала до 6 колена...купцы, крестьяне, репрессированные, расстрелянные, раскулаченные, герои, преступники и просто люди...сидела читала и плакала...какая семья, какие лица на фотографиях, сколько горя и потерь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, согласна со всем, что ты написала.
      Что касается "уезжать или не уезжать из страны", это все, мне кажется, не предмет обсуждения вообще. Еще не хватало по этому поводу чье-то презрение видеть. (не поняла, кого ты имеешь в виду, видимо, я не читаю этих блогов). Это личное дело и каждого. Моя дочь уехала - не на Запад, но все равно ж из страны, потому что работы для нее тут нет, карьеру не сделаешь или сделаешь на местечковом уровне. Подруга в Н-Й по той де причине. Сестра уехала потому что захотела достатка и она его получила. Я не уехала, потому что младшую не могла вывезти, муж не давал согласия. И не уверена, что я бы не пожалела, если бы уехала, я все-таки очень люблю и свой город, и свою работу, хоть она мне и надоела, и все что меня тут окружает.
      Каждый может жить там, где хочет, и где ему польза и не грустно.
      ...До 6 колена родословная - это невероятно! Вы молодцы!

      Удалить
    2. Мариночка, я очень уважаю и восхищаюсь людьми, которые находят в себе силы, энергию на отъезд.
      Боже упаси кого то в этом осуждать. Для меня не существует деление людей на рассы и государства, да думаю, читая мой блог, это видно между строк...очень много друзей в других странах и я их нежно люблю))))
      Читаю много блогов и ЖЖ и прочих журналов, бывает, что проскальзывает у некоторых...я сразу же ухожу оттуда, чтобы ни каким краем не касаться ббррр...
      Да что я завелась про это, сама не пойму))) видимо недавно наткнулась)))

      Удалить
  8. Марина, спасибо. Смотрю на фото дома - так знакомо, совсем как в деревнях на Дальнем Востоке, один к одному. Прямо ощутила себя там, внутри.
    Читала со сжавшимся сердцем. Как люди жили, а некоторые и сейчас живут... Друг рассказывал про бабушку на западной Украине, полячку, всю жизнь прожила в доме с земляным полом.
    ЧтО пережили, кАк смогли такое пережить.
    Никогда не забуду 'Иди и смотри', и понимаю, что там показано не всё.
    ... Правильно ты говоришь, и те, и другие, и третьи... Больно.
    Мой дед по маминой линии - белорус. Я его не помню. Связей никаких нет. Только одна ниточка была с Белорусью, через соседку бывшую. Она уехала с ДВ в Белорусь, в деревню к сестре, в письмах рассказывала, какой богатой она показалась деревенским со своей пришедшей в контейнере мебелью. На фоне того, как они жили, она, пенсионерка, бывшая кассирша на вокзале, казалась богатейкой.
    Мне всегда больно, когда думаю о том, что жизнь людей зависела, и сейчас зависит, от других людей. Не от природы, не от того, как земля вращается, а от того, чтО в голове у каких-то конкретных людей.
    Люблю людей таких, как твоя СА. Глаза бы мои не видели и уши не слышали про тех, кто вершил и вершит их судьбы, совсем по другим меркам, чем свои собственные.
    Что-то я такое путанное написала, но знаю, ты поймёшь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не смотрела "Иди и смотри". Не смогла себя заставить. Мне и так все внутри перевернула Хатынская повесть, а еще и смотреть кино... невыносимо.

      Таня, кассирша с вокзала, конечно, будет выглядеть богатейкой по сравнению с нашими деревнями. У нас ведь постоянно все рушили - то войны, то коллективизация...
      Колхозы эти...ладно бы просто организовали коллективные хозяйства, но - не платить денег за работу???? И паспортов было долгое время "не положено". А как разрешили, так все и рванули от этого рабства. и - загубили деревню, некому стало работать, все развалилось, опустело. И кто осудит тех, кто в город подался?
      Нет бы сделать жизнь везде одинаково доходной и с элеменарными удобставами и культурой.
      ...Но сейчас все сильно меняется. во всяком случае, по части доходов. Кто хочет - очень неплохо зарабатывает на хозяйстве - пасеки, мясо, молочное-творог, ягоды. Все это дает доход. В моей деревеньке только у меня нет спутниковой антенны, и то потому что у меня нет тут телевизора (это моя принципиальная позиция :)))
      Машины все приличные. Старики уходят, а те кто не уехал и не спился, вполне себе процветают.

      Удалить